Двадцатый век настолько богат книгами, теориями и именами, школами и течениями, событиями и коллизиями, что для рассказа о них потребовалось бы еще двенадцать лекций, да и тех, наверное, не хватило бы. Поэтому нам придется ограничиться лишь главными направлениями и тенденциями развития эзотерики, останавливаясь лишь на самых важных из конкретных имен и фактов.
Эзотерическая философия. Понятие это, конечно, очень обширное, т.к. включает не только «общую теорию всего», но и все остальные элементы треугольника эзотерика — философия — религия, а также взаимосвязи между ними. Но оно же для нас и самое важное.
Раз уж мы начали с писателей, ими и продолжим. Из писателей к эзотерикам относятся в первую очередь Гилберт Кит Честертон (рассказы о патере Брауне и сборник эссе о человеке) и Станислав Лем, вообще крупнейший современный философ («Солярис», путешествия Ийона Тихого, эссе о прогрессе). У нас это Даниил Андреев («Роза мира») и в какой-то мере братья Стругацкие (концепция Странников и вопрос об этике магов в «Понедельнике»). Вообще писатели, обращающиеся к теме Космоса, часто поневоле сталкиваются с эзотерическими проблемами, хотя разрешить их удается лишь немногим. Примеры вспомните сами. Анти-примеры тоже.
Многое могут дать внимательному читателю латиноамериканские писатели — потому что у них, в отличие от североамериканцев, е с т ь история. Например, Габриэль Гарсиа Маркес («Сто лет одиночества») и в какой-то мере Карлос Кастанеда (эпопея о доне Хуане), но именно что только в какой-то мере: дон Хуан — всего лишь уже знакомый нам шаман, он «все правильно говорит», но его уровень понимания мира — это уровень архаичной культуры, обращение не к будущему, а к прошлому эзотеризма. Именно потому он так доступен и понятен нашим эзотерикам-любителям, у которых тоже трудности с историей.