Когнитивная психология – это один из разделов психологии, который занимается изучением всех психический познавательных процессов живого организма. Ее название произошло от латинского слова «когнио», что значит – знание. Здесь исследуются память, мышление, внимание, логическое мышление, воображение, чувства, способность к принятию решения и так далее, то есть все процессы с помощью которых человек познает окружающий мир. Занимались проблемами когнитивной психологии Ульрик Найссер, Джордж Миллер, Джером Брунер и другие.
Главная идея когнитивной психологии заключается в том, что управление поведением всех живых организмов на Земле происходит за счет передачи определенной информации. Так, например, наследственность способствует переходу генетической информации к последующим поколениям живых организмов.
Общение животных между собой осуществляется с помощью особой системы передачи информации. Эволюционное развитие человека привело к появлению языка и письменности, как особой знаковой системы. В современном мире были изобретены ЭВМ, представлявшие собой новые информационные системы как аналог человеческого мозга. Все это привело к тому, что возникла потребность рассматривать поведение человека, управляемое когнитивными процессами, которые можно не только проследить, но и изучить.
Такой взгляд поставил под сомнение идеи классического бихевиоризма. Мир психологии в то время основывался на постулатах утверждавших, что внутренние процессы управления поведением организма рассматривать нельзя, так как их нельзя измерить, увидеть или потрогать. Бихевиоризм ограничивался тогда только объективным наблюдением за поведением живого организма. Однако позже, представители необихевиоризма стали задумываться над тем, что все же существует некая сила, возникающая в промежутке системы «стимул-реакция». Благодаря это промежуточной силе организм принимает то или иное решение в проблемной ситуации.
Окончательно когнитивная психология сформировалась под влиянием компьютерной революции в XX веке. Работа компьютера была сопоставлена с работой человеческого мозга, где все процессы вычислительной машины имели ту же направленность, что и познавательные процессы человека. Знания человека – это информация компьютера.
Также ученые представили психику человека как некое устройство, способное не только фиксировать информационные сигналы, но и преобразовывать их. Все познавательные процессы складываются в когнитивные схемы. Вся общая когнитивная система человека сравнивалась с компьютерными устройствами ввода, хранения и вывода информации. Таким образом произошли серьезные перемены в мире психологии, что касается изучения психики человека и ее процессов.