Как правило, принято говорить об алхимических теориях, только вот самими алхимиками данный термин не признается, они называют его чересчур доктринерским, очень схоластическим. По утверждению самих алхимиков, искусство их имеет фундамент в первую очередь в уникальных отношениях между ними самими и природой вокруг, при этом данные отношения могут по разному складываться у разных адептов алхимии. Конечно, есть и одна ярко выраженные обобщенные черты. О них и поговорим.
Первым и ведущим здесь принципом является утверждение о единстве всей материи. К примеру, Василий Валентин в своем трактате «Триумфальная колесница сурьмы» написал примерно следующее: «все имеющееся возникает из единого семени, первоначально все на земле было порождено одной матерью». Такую же мысль, только более аллегорическом представлении можно увидеть в конечном итоге в «Завещании», написанном Раймундом Луллием: «Omnia in unum».
Средневековая эпоха алхимического представления поражает современностью своей концепции, но здесь все-таки не стоит забывать, что, прежде всего, алхимия — это наука традиционная, классическая потому понимание платоновской философии для любого из алхимических адептов во всех исторических мировых эпохах являлось обязательным, при этом преемственность эту никогда не прерывали.
Помимо всего вышесказанного, алхимия исходит из алгоритма о том, что все земные металлы – это не просто тела: все они имеют в составе три элемента, а пропорции данных элементов можно варьировать, к таковым элементам относят ртуть философов, серу философов и соль либо мышьяк. Здесь стоит сразу отметить, что нельзя ни при каких обстоятельствах говорить, что ртуть философов – это тоже самое что и философская ртуть. Многие переводчики именно так сделали роковую мировую ошибку, сопоставив эти две абсолютно разные субстанции.