Достижения и взгляды древних греков составляют неотъемлемую часть в нашей культуре (а именно, христианской или западной культуры), потому они хорошо знакомы нам. Попробуем выделить ведущие черты греческой эзотерической мысли.
В конце эры Овна, а точнее, с VI по IV вв. до н.э. греки поклонялись довольно обширному пантеону космических и прочих богов, духов или героев, которые имели своих жрецов и храмы или алтари, священные ручьи, реки и рощи. У богов спрашивали совета и просили заступничества. Для этого нужно было прийти в храм, внести положенную плату, и через определенное время жрец или жрица отвечали на вопрос. Такой храм, и сам ответ бога назывался «оракулом» от латинского oraculum — краткая молитва, по-гречески mantyon, отсюда мантика — «гадание».
В те времена использовать заклинания, а также астрологию, гадание и другие герметические средства не запрещалось: преступлением считалось нанесение кому-либо вреда при их использовании и с их помощью. У греков было различие между магами — тавматурги были чудотворцами, а гоэты — колдунами или «черными магами», считая, что первые имеют божий дар, а вторые – демонский и злой.
Особое место было отведено мистическим культам, восходившим к древним народным праздникам-мистериям в честь Деметры, Диониса, Кибелы и прочих божеств, так или иначе имеющих связь с плодородием, рождением и смертью — важнейшими сакральными категориями бытия.
Вначале это были первобытные культы. Медвежьи пляски и факельным богом, с заклинаниями, с неуклюжими идолами и грубыми обычаями, и чудодейственными исцелениями. Участники во время таких культов приходили в экстаз и предавались оргиям, но, чем ближе подходила к завершению эра Овна, тем более такие культы становились похожи на тайные общества, закрытые клубы и ордена, куда принимались лишь после проведения особых обрядов или обетов.